Компания Услуги Проекты Контакты
  КонсалтБюро Ставка
Организационное развитие и
HR-консультирование
  Организационное развитие
Диагностика и оценка эффективности HR-процессов
Формирование стандартов организации деятельности
Оценка экономической эффективности персонала
Разработка показателей эффективности деятельности
Проектирование организационных структур
Семинары
  Оплата и стимулирование труда
  Управление численностью
  Управление квалификацией
  Стратегические и проектировочные сессии
Государственное и муниципальное управление
  Административная реформа
  Реформа государственной службы
 

Проектирование организационных структур

Организационная структура — один из основных элементов управления организацией, закрепляющий распределение целей и задач управления между структурными подразделениями и работниками организации.

Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна: неполно отражает цели и задачи организации, не позволяет организации наилучшим образом взаимодействовать с внешней средой, затрудняет продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих работников.

В процессе проектирования организационных структур, как правило, решаются следующие задачи:

определение типа структуры управления;

уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;

определение численности административно-управленческого персонала;

определение характера соподчиненности между звеньями организации;

расчет затрат на содержание аппарата управления.

В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

Процесс проектирования организационной структуры состоит из четырех основных этапов:

1. Анализ действующей организационной структуры управления, позволяющий установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, выявляет "узкие" места в деятельности организации (большая звенность управления, дублирование функций, отставание в развитии организационной структуры от происходящих изменений внешней среды и др.).

2. Выбор подхода к проектированию (подход аналогий, экспертный подход, подход структуризации целей, подход организационного моделирования) и собственно проектирование оргструктуры.

3. Проектирование организационной структуры.

4. Оценка эффективности управления, производимая на основе критериев скорости, оптимальности принимаемых управленческих решений и  адекватности их реализации.

Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее проектировании соблюдались принципы проектирования:

целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;

четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);

обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;

предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

Результатами проекта по проектированию организационной структуры могут быть:

проект организационной структуры управления организацией (описание и графическое представление);

матрица распределения ответственности за выполнение целей и задач организации между структурными подразделениями организации;

аналитическая записка по итогам проектирования организационной структуры.